Белорусские автодилеры до последнего надеялись на благоприятное решение автомобильного вопроса, возникшего в связи со вступлением России в ВТО, — снижение пошлин и отсутствие утилизационного сбора. И все же Совет Евразийской экономической комиссии решил иначе: 20 июля был утвержден обновленный единый таможенный тариф, который начнет действовать в странах Таможенного союза с момента присоединения России к ВТО. С 1 августа в Беларуси и Казахстане пошлины на ввозимые автомобили будут на прежнем уровне, а Москва их снижает, но для защиты своих автопроизводителей вводит утилизационный сбор.
С 2015 по 2019 годы Россия должна будет и далее снижать поэтапно таможенные пошлины на автомобили. Таким образом, разрыв в уровне пошлин между странами Таможенного союза будет нарастать. “Как и разрыв между ценами на практически одни и те же иномарки, отличающиеся лишь литражом двигателя, — добавляет в разговоре с журналистом “НГ” эксперт столичного авторынка Андрей Суренков. — Трехлитровые авто и вовсе переходят для большинства потенциальных покупателей в категорию “забудь и не вспоминай”.
1 июля исполнился год, как белорусы живут с новыми таможенными автопошлинами, принятыми в Таможенном союзе.
С тех пор дизельная “Тойота-Авенсис” подорожала в среднем на 1,3 тысячи долларов (на 10 процентов), а бензиновый “Мицубиси-Аутлендер” — на 4,5 тысячи (более чем на треть).
Спорный сбор
Итак, одна модель в разной комплектации сможет различаться в цене в два раза — при этом утилизироваться они будут практически одинаково. “Всем уже понятно, что утилизация автомобилей имеет мало общего с их стоимостью, — продолжает автоэксперт. — А поэтому этот сбор является чем угодно, но только не утилизационным сбором”. С таким мнением согласны многие: российское правительство, по сути, просто нашло способ компенсировать потери от падения пошлин.
Хлынут ли российские покупатели к нам за машинами? “Откровенно говоря, качество эксплуатируемых в Беларуси автомобилей не самое лучшее, — говорит Андрей Суренков. — Увы, таков менталитет многих наших автолюбителей: обойтись при ремонте малыми деньгами, “левыми” запчастями. В результате все больше потенциальных покупателей с Востока предпочитают закупаться непосредственно на Западе. Также нельзя забывать о том, что россиян сегодня в основном интересуют бензиновые авто. Многие же белорусы в свое время рассчитывали именно на относительную дешевизну и неплохое качество белорусского ДТ и закупили именно “дизельки”.
По мнению генерального директора холдинга “Атлант-М” в Беларуси Сергея Самойло, если Россия, введя утилизационный сбор, не ограничит ввоз подержанных автомобилей из Беларуси, то на вторичном рынке нашей страны можно ожидать оживления импорта и роста спроса.
Кстати По информации зарубежных аналитиков, в течение десяти лет Россия может потратить на строительство заводов и пунктов утилизации порядка 2 млрд евро. Тем не менее, как считает замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов, введение утилизационного сбора не увеличит налоговую или таможенную нагрузку на производителей и импортеров автомобилей. По его мнению, уровень цен на легковой транспорт после 1 сентября во многом будет зависеть от политики производителей и дилеров. |
ЦЕНная реакция
Обсуждаемая перспектива введения утилизационного сбора на всей территории Таможенного союза, а не только в России, спровоцировала скачок цен и на внутреннем рынке Беларуси: подержанные автомобили у нас подорожали за последние месяцы примерно на 10—15 процентов. Впрочем, ненадолго: ныне наблюдается обратный процесс. Самая беглая экскурсия по основным столичным авторынкам — в Малиновке и Ждановичах — показывает: здесь по-прежнему немало пригнанных авто, но с заметно “полегчавшим” литражом. Продавцы шутят: раньше такие авто считались дамскими, ныне же это главный предмет продаж всем. И россиянам (можно предположить), по крайней мере, с бензиновым “сердцем” под капотом.
Есть еще один нюанс: в свое время Таможенный кодекс ввел новые правила ввоза и вывоза товаров для граждан, пересекающих белорусскую границу при поездках за рубеж. Касательно транспортных средств требования этих норм сводились к тому, что человек, выезжающий, к примеру, в Россию на автомобиле с намерением там его продать, становился перед дилеммой: если машина была выпущена в свободное обращение в Беларуси до 1 января 2010 года, пошлину за нее платить не требовалось. Если же в Беларуси она была “растаможена” после этого срока, то подлежит уплате разница в ставках пошлин Беларуси и России, принятых в этих странах на автомобили. “Данное ограничение действует до 1 января 2013 года, — заметил “НГ” продавец рынка Малиновка Сергей. — А сколько белорусов успели за эти три года пригнать себе “лишних” авто с прицелом на бескрайний рынок восточных соседей! Так что, уверен, спрос на машины из Беларуси будет высоким”.
Пример цены и растаможки автомобилей в Беларуси и России (ориентировочно, на 2-литровый двигатель, в долларах США) |
||||
Марка, модель |
Беларусь до 1 июля 2011 г. (цена авто |
Беларусь с 1 июля 2011 г. (цена авто |
Россия до 1 августа 2012 г. (цена авто |
Россия с 1 августа 2012 г. (цена авто и его растаможки и УС в этой сумме) |
BMW X5 2003 г. в. |
15.000—17.000 5400 |
20.000—22.000 9600 |
21.000—25.000 9600 |
23.000—27.000 9100 |
Chrysler Pacifica 2003 г. в. |
12.000—14.000 5400 |
14.000—16.000 9600 |
16.000—18.000 9600 |
18.000—20.000 9100 |
Audi A4 B6 2003 г. в. |
10.000—12.000 5400 |
13.000—14.000 9600 |
14.000—16.000 9600 |
16.000—18.000 9100 |
Honda CR-V 2003 г. в. |
14.000—15.000 5400 |
16.000—17.000 9600 |
17.000—19.000 9600 |
19.000—21.000 9100 |
Opel Zafira 2003 г. в. |
8000—9000 |
10.300—11.500 9600 |
12.000—14.000 9600 |
14.000—16.000 9100 |