По мнению экономиста Жака Сапира, единственный выход из нынешнего кризиса евро - отказ от единой валюты, сегодня еще возможный. Как утверждает Сапир на страницах Marianne-2, "сегодня евро умирает".
"Все это предсказывали еще несколько месяцев, если не лет, назад, - пишет экономист. - Мы слишком хорошо понимаем, что смерть евро из-за нелепого упрямства наших руководителей и их неспособности организовать все еще возможный сегодня упорядоченный отказ от единой валюты вполне может обречь нас на прыжок в неизвестность". По его мнению, сегодня агонизирует не только евро, но и определенная концепция Европы. Сегодня странам приходится дорого расплачиваться за временную победу восторженных поклонников единой Европы. "Если мы не хотим вернуться в Европу, где "все против всех", нам, находясь на руинах сотрудничества, которое хотели построить на пренебрежении мнением избирателей, следует усвоить принципы координации между суверенными нациями, являющимися колыбелью демократии". Нынешний кризис, по словам Сапира, это расплата одновременно за ошибки чрезмерной задолженности и за политическую ошибку, которой стало Лиссабонское соглашение, и за пренебрежение демократией, последовавшее за референдумом по конституционному соглашению в 2005 году.
"Самые убежденные скептики должны признать: помимо кризиса в отдельных странах, объясняющегося каждый раз разными причинами, помимо кризиса управления еврозоной, предсказуемого, но порождающего противостояние Германии и Франции, именно единая валюта, сам евро, находится в кризисе", - пишет Сапир.
"Этот кризис был предсказуем уже много лет, потому что структурные недостатки еврозоны были хорошо известны экономистам, в том числе и сторонникам евро, - подчеркивает автор. - И хотя решающий толчок кризису евро дал кризис 2007-2008 годов, следует отметить, что кризис евро просто дожидался сбоя в мировой экономике, чтобы стать явным". К лету 2011 года кризис евро принял трагический оборот, свидетельствующий об ухудшении ситуации. Автор констатирует "усталость от евро" в общественном сознании и правящих кругах. Кризис евро усугубляет обеспокоенность ситуацией в Соединенных Штатах, которая показывает, что ипотечный кризис еще не преодолен.
Совпадение кризисов заставляет забыть, что у кризиса еврозоны есть своя специфика, и последствия введения единой валюты усугубляют кризис. В то же время это совпадение напоминает, что в глобализированном мире разные проблемы тесно взаимосвязаны. "Многие полагают, что кризис евро радует американское руководство. Они глубоко ошибаются. Существование политически слабого евро, на многие годы привлекшего к себе внимание международных спекулянтов и сдерживающего развитие европейских экономик, гораздо выгоднее руководителям в Вашингтоне. Поэтому они придумывают все новые инициативы, чтобы выкрутить руки европейским странам и настоять на введении нового плана спасения Греции", - считает Сапир.
Какие бы аргументы ни выдвигали сторонники защиты евро, очевидно, что единая европейская валюта, с появлением которой связывали столько надежд, не оправдала ни одной из них. Сегодня она умирает из-за краха политического проекта, породившего его, так называемого "латентного федерализма", и разной экономической динамики в странах-членах, которую усиливает политика Германии. Самое страшное - что вместе с евро может умереть принцип монетарной координации, и вопрос сегодня состоит в том, можно ли спасти этот принцип координации в свете краха, ожидающего евро, резюмирует Сапир.
http://inopressa.ru