Казалось бы, минувшие президентские выборы стали очередным дежавю. Снова победа с оглушительными цифрами по версии ЦИКа, политические соперники повержены и обескровлены. Но в одну и ту же реку не войдешь дважды. Очередную каденцию бессменный президент начинает в гораздо худших условиях, чем пять лет назад.
Ресурс «белорусской модели» выработан. И симптомы проявляются не только валютной лихорадкой, скачком цен. Неумолимо разрушается вера в некий особый путь синеокой республики, диковинный «рыночный социализм».
Ее граждане все больше склоняются к универсальным ценностям рыночной экономики, демократии, к европейскому выбору. Об этом свидетельствуют данные мартовского национального опроса, проведенного зарегистрированным в Вильнюсе НИСЭПИ.
Халявы не будет
Как известно, «в Беларуси есть один политик». Конечно, все сразу смотрят на электоральный рейтинг официального лидера. Так вот, он упал на 10 с лишним пунктов: с 53% в минувшем декабре до 42,9% в марте.
В принципе, после каждых выборов (2001, 2006 годы) рейтинг Александра Лукашенко проседал, степень поддержки его политики снижалась. Ибо, во-первых, ослабевала пиаровская обработка электората, а во-вторых (и, видимо, прежде всего) — вырывались на волю взнузданные перед выборами цены да тарифы.
В марте 2003 года был вообще исторический минимум — рейтинг главы государства сполз до 26,2%. Но потом дело поправили годы сытого нефтяного офшора.
Теперь же коню ясно: от Москвы халявы не дождешься. За каждый скормленный витамин (выданный кредит и т.п.)
Если тогда, в июне 2006 года, 56,9% респондентов считали, что «в целом ситуация в Беларуси развивается в правильном направлении» и лишь 31% — что «в неправильном», то теперь, в марте 2011-го, «одобрямс» генеральной линии выразили только 45,3%, а вот 49% полагают, что власть рулит не туда.
Пошатнулся социальный контракт
Заметьте: последняя цифра — гораздо выше доли традиционного электората оппозиции (он уже ряд лет колеблется в районе 25-33%). То есть, верхами явно недоволен и аполитичный обыватель, которого ранее вполне устраивал негласный социальный контракт: начальство дает сытную пайку, а мы не возникаем.
Социальный контракт пошатнулся, и тут же стала ослабевать вера в «белорусскую модель», в некий особый путь страны. Стало ясно, что эта модель держалась сначала на российских преференциях, потом — на кредитной игле. В народе крепнет убеждение, что нечего изобретать велосипед — надо переходить на цивилизованные мировые правила игры, причем как в экономике, так и в политике.
В частности, как отмечают социологи НИСЭПИ, за пятилетку ощутимо окрепли симпатии белорусов к рыночной экономике: «Если в июне 2006 года рыночную экономику с незначительным государственным регулированием предпочитали 34,8%, пожелали бы своим детям заняться частным бизнесом, связать свою жизнь с предпринимательством 46,8%, то сегодня, соответственно, 42% и 53,8%».
Второй тренд свидетельствует об усилении симпатий белорусов к разруганной вдрызг отечественным начальством гнилой западной демократии. Если пять лет назад «наилучшим способом правления считали демократию 46,7%, а 30,2% предпочитали “сильную руку”, то теперь это соотношение составляет 63,4% vs. 26,7%», — отмечают в НИСЭПИ.
И наконец — пожалуй, самый впечатляющий тренд. За пять лет зеркально поменялись геополитические ориентации белорусов. Если тогда преобладал
«Это обнадеживающие данные, они очень важны в контексте гонений властей на независимое общество», — отметил в интервью для Naviny.by минский политолог Алесь Логвинец. Он считает зафиксированные социологами тренды закономерными, «поскольку Беларусь, несмотря на все старания властей законсервировать ситуацию, подвержена региональной динамике, она меняется».
Страшилки не катят
Как же будут вести себя власти? Ведь идти на системные рыночные реформы боязно, на политические — тем паче, да и вообще с Европой ныне Минск
И дело не только в скандальном
Поэтому, прогнозирует Алесь Логвинец, «власти будут, с одной стороны, пробовать, как и раньше, замедлить процессы европеизации, а с другой стороны — и это уже происходит — частично подстраиваться под них, включать определенные моменты в свою риторику».
Трудно поверить, что белорусское руководство глубоко проникнется европейскими ценностями, но играть на западном направлении придется волей-неволей. И скорее даже неволей, полагает минский аналитик Андрей Федоров. «Власти понимают, что односторонняя
Социологи и обозреватели постоянно оговариваются: трудно сказать, насколько необратимы проевропейские тренды в массовом сознании белорусов. Будто боятся сглазить.
Но пятилетка показала: процесс идет, крот истории роет исправно. Да, и еще момент: масса согласна проглатывать антизападную пропаганду, пока желудок сыт. А вот когда народ четко видит, что «белорусская модель» заплыла не туда и начинает черпать бортом воду, то вешать всех собак на проклятый Запад у идеологов режима не очень получается.
Смотрите: за последние три месяца на Европу были вылиты мегатонны пиаровской грязи: заговор плела, мол, хотела переворот здесь устроить и все такое. А желающих вступить в ЕС среди белорусов за этот квартал стало значительно больше: в декабре было 35,3%, в марте — 48,6%. Ужастики не работают, старая пластинка уже не прокатывает!
Неужели придется — страшно сказать! — вести свой народ за цивилизованным миром?
http://naviny.by/