В будущем Беларусь может стать членом Евросоюза. Такое заявление сделал 2 сентября, читая лекцию в Институте международных отношений Вильнюсского университета, британский министр по делам ЕС Дэвид Лидингтон. За последние несколько месяцев это, пожалуй, единственное позитивное высказывание в отношении нашей страны, прозвучавшее из уст высокопоставленного представителя одного из ведущих государств ЕС.
Следует признать, что оснований у объединенной Европы для того, чтобы выставить Минску более или менее положительные оценки, действительно не появилось. Белорусские власти за этот период не сделали ничего, что могло бы побудить Брюссель и другие европейские столицы хотя бы частично пересмотреть свой нынешний, весьма осторожный, подход.
Однако это хоть и чрезвычайно важные, но все-таки, по большому счету, сиюминутные обстоятельства. В то же время Дэвид Лидингтон высказал свою точку зрения по гораздо более принципиальному вопросу: имеет ли Беларусь хотя бы теоретические шансы вообще когда-нибудь присоединиться к семье свободных европейских народов?
Есть основания полагать, что подобная перспектива Европой не исключается категорически. Британский министр не первый, кто выразил подобное мнение. Так, еще в ноябре 2001 года Хавьер Солана, тогда генсек Совета ЕС, заметил: "Мы все еще хотим, чтобы Беларусь присоединилась к Евросоюзу". А в апреле 2004 года бывший министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер в интервью немецкой Rheinischer Mercur заявил, что "прием Украины и Беларуси в Европейский союз - это вопрос, который в будущем действительно будет поставлен".
Так что возвращение к этой теме внушает определенный оптимизм, тем более что возобновившийся два года назад белорусско-европейский диалог не принес пока значительных результатов.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что все упомянутые высказывания, хотя и принадлежат высокочтимым политическим деятелям, не являются выражением официальной позиции Европейского союза. Таким образом, можно утверждать, что до сих пор так и не нашла формальной поддержки инициатива фонда Стефана Батория, изложенная в аналитическом докладе, подготовленном в середине 2001 года с помощью Восточноевропейского демократического центра. Там было четко сказано: "ЕС должен официально заявить, что он не исключает в будущем возможности членства Беларуси в союзе".
Откровенно говоря, не очень понятно, что препятствует Евросоюзу сделать подобное заявление. Наша страна гораздо меньше, например, Украины, поэтому практически невозможно вообразить, что ее вступление в ЕС каким-либо образом нарушит некий установившийся там внутренний баланс.
Кроме того, совершенно ясно, что даже при самых благоприятных обстоятельствах это может произойти не ранее чем через 15-20 лет. Не менее очевидно, что о членстве Беларуси не будет и речи до тех пор, пока она не станет соответствовать требованиям, которые устанавливаются, между прочим, самим Брюсселем. Да и окончательное решение будет приниматься Евросоюзом, что дает ему возможность воспользоваться любым предлогом для отказа.
У нас же в стране такое четкое заявление подвело бы совсем иную базу под агитацию населения. Особенно важно это было бы в контексте скорой кампании по выборам президента, ведь тема глобальной внешнеполитической ориентации Беларуси наверняка будет весьма активно использоваться всеми кандидатами.
По крайней мере, это стало бы действенным аргументом против постоянных уверений белорусских властей в том, что "в Европе нас никто не ждет".
Существенный позитивный вклад внесло бы также долгожданное решение визового вопроса. Ныне визы для белорусов дороги и труднодоступны. А ведь вряд ли можно спорить с тем, что даже просто посещение развитых стран достаточно эффективно воздействует на сознание граждан.
Разумеется, Европа хочет защититься от нелегальной миграции, но ведь при снижении цен фильтрующая функция визового режима сохраняется. К тому же население Украины и России в десятки раз больше, соответственно там намного больше потенциальных нарушителей, но преференции на эти две постсоветские страны распространяются.
Объяснение, что фактическая дискриминация белорусов должна их подстегнуть, чтобы они, мол, потребовали от своего руководства пойти навстречу призывам ЕС, не выдерживает критики. Как показывает практика, в существующих условиях рядовые граждане вообще мало что могут требовать от властей.
Поэтому здесь Брюсселю логично было бы взять инициативу на себя. Иначе государственные СМИ весьма доходчиво объяснят гражданам страны, кто не хочет видеть их в Европе.
Конечно, подобные действия ЕС не устранят всех сложностей в его нынешних отношениях с официальным Минском. Однако они, без сомнения, будут способствовать изменению менталитета населения страны, укреплению проевропейских настроений.
http://www.naviny.by/